Образовательные программы


Образовательная программа, реализуемая в МБДОУ:

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.(новое издание, Москва, 2005 г.)

Содержание психолого-педагогической работы
по освоению детьми образовательных областей.

    Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Образовательная область «Физическая культура» взаимодействует с образовательной областью «Здоровье», определяет общую направленность процессов реализации и освоения Программы в соответствии с целостным подходом к здоровью человека как единству его физического, психологического и социального благополучия.
3-4 года
Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, ак­тивной двигательной деятельности.
4-5лет
Формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и твор­чество в двигательной активности.
5-6 лет
Совершенствовать основные виды движений, следить за осанкой во всех видах деятельности.  Повышать умственную и физическую работоспособность, предупреждать утомление.
6-7 лет
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естествен­ности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.
3-4 года
Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершен­ствования основных видов движений. Вырабатывать правильную осанку, совершенствовать культурно-гигиенические навыки
4-5 лет
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию орга­низма и совершенствованию его функций, Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
5-6 лет
Продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм. Воспитывать гигиенические привычки и навыки культурного поведения.
6-7 лет
Продолжать укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни. Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, само­оценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.

Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Обязательность включения области в состав Программы обусловлена:
- с одной стороны,  наличием потенциальных источников  возникновения различных опасных ситуаций,  связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.);
 - с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищенности) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы – необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребенка.
Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы.
3-4 год
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Создавать условия, благоприятствующие формирова­нию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Продолжать воспитывать и развивать образ Я.
4-5 лет
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду.
Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т.д.
Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем.
Напоминать детям о том, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим.
Учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых).
Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторож­но спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку.
Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте.
О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора.
Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый —готовятся к движению, на зеленый —двигаются).
Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра».
Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить по­жар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.
Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте
5-6 лет
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.
Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не ки­даться шишками, песком и другими твердыми материалами.
Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокой­но спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).
Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по теле­фону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.
Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).
Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре, который регулирует движение на дороге.
Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеход­ный переход», «Пункт медицинской помощи».
Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду). Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.
Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.
6-7 лет
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.
Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.
Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).
Напоминать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.
О правилах безопасности дорожного движения. Закреплять представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.
Закреплять знания о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре.
Закреплять знания детей о специальном транспорте.
Закреплять знания о правилах поведения в общественном транспорте.
Напоминать, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.


Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того,  «что такое хорошо, и что такое плохо», конкретных примерах добрых дел и поступков).
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации (от лат. socalis – общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни. Значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
3-4 года
Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединять­ся для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. При­учать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с иг­рушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.
4-5 лет
Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать самостоятель­ность в выборе игры, в развитии замысла.
В процессе игровой деятельности продолжать развивать актив­ное речевое общение детей, расширять и обогащать их словарный запас.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми (друже­любие, взаимопомощь), воспитывать организованность, настойчивость, вы­держку, умение выполнять правила игры.
5-6 лет
Создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Продолжать обобщать содержание игр детей. Учить их самостоятельно организовывать игры. Способствовать укреплению устойчивых детских иг­ровых объединений. Развивать память, внимание, воображение. Совершен­ствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
Учить справедливо оценивать поступки (свои и товарищей), спо­койно, в вежливой форме высказывать несогласие с предложениями сверстников, их действиями. Учить выполнять правила и нормы пове­дения в совместной игре. Формировать умение согласовывать свои дей­ствия с действиями партнеров по игре. Формировать навыки сотруд­ничества. В играх соревновательного характера воспитывать культуру честного соперничества.
Активизировать мыслительную деятельность, развивать творческую ак­тивность.
6-7 лет
Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой сре­ды, в организации всех видов игр и соблюдении правил и норм по­ведения в игре. Развивать инициативу, организаторские и творческие способности. Воспитывать умение договариваться с партнерами по иг­ре, совместно продумывать игровые действия; воспитывать чувство коллективизма.
Содержание образовательной области "Труд" направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Общество, государство и семья остро осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду как к самостоятельной ценности. Цели дошкольного образования, связанные с всесторонним и гармоничным развитием воспитанников, не могут быть достигнуты вне решения задачи трудового воспитания, так как труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации  и формирования личности ребенка.
Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы.
3-4 года
Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспиты­вать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

4-5 лет
Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значи­мость их труда. Совершенствовать их собственные трудовые умения.
Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца, умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поруче­ний, понимать значение результатов своего труда для других.
5-6 лет
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать  привычку работать старательно.
6-7 лет
Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
 Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления психолого-педагогической работы данной области образования дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:
- познавательное развитие сопряжено с освоением систем культурных средств, которые ребенок не может изобрести самостоятельно, а должен освоить как заданные идеальные формы в ходе развивающего образовательного процесса;
- для развития познавательной мотивации детей необходимо обеспечить поддержку познавательной инициативы дошкольников, что предполагает создание соответствующей культуры как дошкольного образовательного учреждения, так и группы детей дошкольного возраста.
3-4 года
Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях социокультурной предметно-пространственной раз вивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.
Формировать элементарные математические представления. Учить на­ходить в окружающей обстановке один и много предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов больше.
4-5 лет
Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая зна­комить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, ве­личина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группиро­вать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.
Удовлетворять потребность детей в обсуждении с педагогами информа­ции, выходящей за пределы конкретной ситуации. Быть снисходительны­ми к суждениям детей.
Продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду.
5-6 лет
Расширять представления детей о родной стране, о государственных и        народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т.д.). Воспитывать любовь к Родине. Расширять представления о родном крае, городе, селе.
Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей дейст­вительности, растительном и животном мире. Формировать начала эколо­гической культуры.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять харак­терные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.
Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности.        
Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную зада-     
чу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать   
усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.
6-7 лет
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриоти­ческие и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. За­креплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди раз­ных национальностей.
Продолжать формировать навыки учебной деятельности: вниматель­но слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а так­же самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставлен­ную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
 Содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Центральным понятием данной области программы является понятие «Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:
- осуществление передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего  и окружающего мира,  побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Коммуникация (общение) со взрослыми и сверстниками является как неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной деятельности и др.), так и самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего, в диалогах и полилогах, в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Постепенное совершенствование и усложнение содержания и формы диалога и полилога позволяет включать в них сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Развитие диалогической, полилогической и монологической речи требует формирования следующих составляющих:
- собственно речи (ее фонетико-фонематического и  лексико-грамматического компонентов);
- речевого этикета (элементарные нормы и правила вступления в разговор, поддержания и завершения общения);
- невербальных средств (адекватное использование мимики, жестов).
Коммуникация как главное средство и условие  реализации содержания Программы наиболее полно соответствует основным моделям организации образовательного процесса (совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей).
3-4 года
Развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произне­сения слов.
4-5 лет
Продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи. Помогать детям активно уча­ствовать в беседе на заданную тему, составлять рассказы из личного опыта, об игрушке, по сюжетной картине.
5-6 лет
Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продол­жать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологиче­ской речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной фор­ме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
6-7 лет
Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользо­ваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематиче­ский слух и навыки звукового анализа речи.

 Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что с помощью книги ребенок, в первую очередь, открывает  мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное. Главная миссия области - воспитание в ребенке читателя, который «начинается»  в дошкольном детстве. Процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном (в т.ч. мировоззренческом) становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.
Чтение – условное понятие по отношению к детям дошкольного возраста. Читатель-дошкольник зависим от взрослого в выборе книг для чтения, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Поэтому важными моментами деятельности взрослого при реализации данной области Программы являются формирование круга детского чтения и организация процесса чтения.
При формировании круга детского чтения педагогам и родителям необходимо, в первую очередь,  руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка (социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического), так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения: систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности – радость детей при встрече с книгой, чтение ее с непосредственным интересом и увлечением.
3-4 года
Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе. Помогать детям запоминать и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.
4-5 лет
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихо­творения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуа­ции, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его ге­роям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к про­изведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произ­ведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяс­нять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
5-6 лет
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения.. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Продолжать воспитывать чуткость к ху­дожественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминаю­щимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсце­нировках.
6-7 лет
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного испытывать сострада­ние и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся пер­сонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из ли­тературы.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувство­вать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

 Содержание образовательной области "Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование - традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Специфика реализации содержания области «Художественное творчество» заключается в следующем:
- понятие «продуктивная деятельность детей» позволяет интегрировать изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественное конструирование в рамках одной образовательной области в качестве альтернативы «предметного» принципа построения раздела Программы «Художественно-эстетическое развитие»;
- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать  содержание области  «Художественное творчество» с другими областями Программы по особому основанию – возможностью развития воображения и творческих способностей ре­бенка (например, с «Познанием» в части конструирования, «Чтением детям художественной литературы» и «Коммуникацией» в части элементарного словесного творчества);
- общеразвивающая направленность содержания области (развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения) является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей.
3-4 года
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вы­зывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведе­ния, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности
4-5 лет
Развивать интерес к изобразительной деятельности. Вызывать положи­тельный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, выре­зать и наклеивать.
Продолжать развивать эстетическое восприятие, воображение, эстети­ческие чувства, художественно-творческие способности, умение рассмат­ривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук формировать образные представления.
Развивать самостоятельность, активность, творчество.
Обогащать представления детей об искусстве (иллюстрации к произве­дениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народ­ное декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основы раз­вития творчества детей. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить прояв­лять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
5-6 лет
Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности. Обога­щать сенсорный опыт детей, развивая органы восприятия: зрение слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предме­тов и объектов природы.
Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окру­жающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похо­же), установление сходства и различия предметов и их частей, выделе­ние общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить пе­редавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предме­тов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в яв­ления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменя­ются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрыва­ется утром и закрывается вечером венчик цветка, изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать ху­дожественно-творческие способности.
Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.
Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусст­вом.
6-7 лет
Формировать основы художественной культуры. Продолжать разви­вать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде твор­ческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-приклад­ное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк).
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать худо­жественное восприятие произведений изобразительного искусства. Про­должать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке») и др.
Расширять представление о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форма, пропорции, цвет, характерные детали, поза, движения и др.).
Расширять представления детей о художниках — иллюстраторах дет­ской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным ис­кусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с кера­мическими изделиями, народными игрушками.
Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения.

Содержание образовательной области "Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошко­льного возраста.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы.
3-4 года
Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкаль­ные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку
4-5 лет
Учить выразительно читать стихи, петь; кра­сиво двигаться под музыку. В ходе развлечений и праздников приобщать детей к ценностям культу­ры и формировать у них опыт социального взаимодействия.
5-6 лет
Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музы­кальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, дина­мический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных ин­струментах.
6-7 лет
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать ху­дожественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкально­му наследию и современной музыке. Совершенствовать звуковысотный, рит­мический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элемен­тарными музыкальными понятиями.


Комментариев нет:

Отправить комментарий